"Скоро сказка говорится, дело мешкотно творится"

("Свет Октября")

Как попасть в мир сказки? Очень просто. Ты влезаешь в дупло старого дерева, которое растет за околицей, или, взглянув на свое отражение, делаешь шаг в зазеркалье. Для Сергея Мозгового все начиналось прозаично. Как и все мальчишки, вырезал из поленьев пистолеты, автоматы. Полюбил ощущение покоряющегося дерева, когда оно из суковатого, занозистого превращалось в то, чего требовала воля. И тогда творить сказку он стал сам.

Сергей Геннадьевич Мозговой не профессиональный художник. Он с красным дипломом окончил Алтайский Государственный мединститут, четыре года проработал хирургом в районной больнице. Но любимого занятия не оставлял и в конце концов сделал окончательный выбор. С 1994 г. С. Г. Мозговой преподает декоративно-прикладное искусство в средней школе Барнаула, в январе 1996 г. ему присвоено звание "Учитель первой категории".

Работы Мозгового экспонировались на 25 различных выставках в краевом центре и в районных поселках. Многие из них приобретены Алтайским краеведческим музеем и Музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая.

С природным материалом работать начинал "шиворот-навыворот". Не пытался брать заложенное в коряге, а подгонял под свою задумку. Иногда отсекал интересные детали. Первые вещи и к скульптуре трудно отнести в силу их несовершенств, не сохранены и их природные достоинства. Позднее береза, клен, кедр перестали быть для Сергея неодушевленными стволами. Он сумел разглядеть в них то пучеглазого лешего, то ласковую медвежью семейку, которая греет бока на земляничной поляне. Работая с этим своеобразным материалом, стал спрашивать: "А что же здесь скрыто? " И вот распластанная коряга начинала квакать - появлялась сказочная лягушка. Та, которую все называют царевной. Но посмотрите, как цепко она держит стрелу - свой шанс выбиться в люди. Тут уж сразу приходит на ум современная песенка: "Никуда не денешься, влюбишься и женишься".

Вы не знаете, каким было дерево, обвившись вокруг которого змей-искуситель преподнес Еве то самое яблоко? Почему-то всегда думалось, что это какое-то экзотическое, редкостное дерево, мол, в наших местах таких и не водится. А это что ж? Белая, гладкая березовая ваза для яблок. И качается над ней змеиная голова с маленькими глазками. "Что вы, да я из такой вазы ни за что яблоко не возьму", - заявил один из посетителей выставки.

Первый раз выставку Сергея Мозгового смотришь - словно выпиваешь залпом, одним глотком - до дна. После нее, как после чарки крепкого вина, хочется крякнуть, да губы от сладких капель отереть рукавом - у-ух. Второй, третий раз бродишь не спеша, хмелея, размякая от удовольствия. Нагие прелестницы завораживают, чаруют изгибами тела, матовостью кожи. Поражаешься, как точно художник угадывает структуру дерева - годовые кольца облепихи обнимают женские тела, теплые тени темных и светлых волн очерчивают груди, ныряют в ямку на животе, гуляют по обнаженным бедрам.

Вот кленовый трон. Диву даешься, как сумел мастер разгадать тайну, сокрытую в обыкновенном корявом пне! И зрители вслед за автором разглядывают меж приствольных наростов то петушиный гребень, то заячьи уши, то ноздри кабана - чуть ли не весь Восточный гороскоп.

Астрология - столь популярная нынче тема - нашла свое продолжение в недавнем цикле работ Сергея Мозгового "Знаки Зодиака". Гибкая, изворотливая Рыба, похотливый Скорпион, высокомерная Львица, Дева, замкнувшаяся в круге своих проблем... Художнику удалось передать черты, присущие каждому из 12 знаков. Текучесть или угловатость линий, замысловатые позы - те средства, с помощью которых автор дает им ироническую, меткую характеристику.

Останавливаются зрители и у витрины, объединяющей типажи старого города. Здесь собрались купец, офицер, гимназист, городовой, дама, базарная баба - точно воплощенные социальные типы. У каждого своеобразный характер, запоминающаяся мимика.

Сергей облекает в плоть литературных героев Гоголя, Гете, Пушкина, Ильфа и Петрова. Под его резцом оживают персонажи русских народных сказок. Трудно не согласиться с записью в книге отзывов о выставке Мозгового: "Там русский дух, там Русью пахнет...". Сергей Мозговой не только интересный художник, но и увлекательный собеседник. Себя он называет воинственным мещанином.

- Я людей делю не по классам, не по их социальному уровню, а с точки зрения ребенка: добрый? злой? Считаю, что самые вредные для человечества люди -это борцы. Высмеивали коврики, фарфоровые фигурки на комоде. А что в этом плохого? Ведь человеку среди безделушек комфортно, удобно. Как у нас думали: если человек строит отношения внутри семьи, то он отвлекается от созидания светлого будущего. Перебили кулаков, взялись за мещан. Женщин отправили в путеукладчицы, на трактора, молодежь на целину. В бараках какой уют? И в искусстве того времени, посмотрите, какой идеал - мухинские колхозницы. Произошло нивелирование женственности, у мужчин - нивелирование галантности. В фильмах эти качества высмеивались, создавался образ врага. Но без семейного очага человек не может быть добрым, станет раздражительным, ведь природа свое требует. Согласен с Омаром Хайямом, который тысячу лет назад произнес:

Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье
кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Своеобразный взгляд худодника на жизнь можно прочесть, вглядываясь в его работы. На выставке, проводившейся в Мамонтовском районном музее, побывали школьники из окрестных сел, ученики мамонтовских школ.

- Какие одухотворенные, красивые лица были у ребят, когда они смотрели и узнавлаи любимое пушкинское Лукоморье, Бабу Ягу, Царевну-лягушку, Емелю. Глядя на них, совсем не хотелось верить, что современное поколение - потерянное, - делится впечатлениями экскурсовод Л. А. Детинник. - В книге отзывов осталось много благодарных записей. "Спасибо за сказку! " - так выразили свою благодарность зрители Сергею Мозговому.

Ольга МЕЛЬНИКОВА.

Использование информации с сайта http://infohome-altai.ru разрешенно только с указанием ссылки на источник.