"Не много ли памятников у дорог?"

("Алтайская правда", лето 1998 года)

Я часто езжу из Барнаула в Павловск и обратно в старенькой "Волге" на месте пассажира и разглядываю скуки ради обочину дороги и поля, загибающиеся за горизонт. И что перехватывает взгляд путешественника - так это придорожные памятники, которых на 40 километров дороги около десятка. А недавно появился еще один - со свежими цветами на псевдомогильном холмике. По данным краевого ГАИ, только в черте Барнаула пять памятников погибшим в автокатастрофах: по дороге на Черницкое кладбище, на Павловском тракте, по дороге в Научный городок и два на пути в Новоалтайск. От границы Новосибирской области до границы Республики Алтай, по подсчетам Госавтоинспекции, вдоль дороги 20 памятных знаков погибшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Тема о памятниках весьма деликатная. Они стоят при дорогах, как кенотафы (памятные знаки морякам, погибшим вдали от родных берегов), как символы трагедии для родственников погибших, как вехи для путника. Но эти памятники все же нечто сугубо личное. Водителям и пассажирам проезжающих мимо автомобилей они навевают невеселые мысли. Может ли это сказаться негативно на ситуации на дороге? Да. И это не субъективное мнение журналиста. 30 июля 1996 года вступил в силу краевой закон "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае". В главе 3-й "Организация дорожного движения" записано следующее: "Установка памятных знаков погибшим в дорожно-транспортных происшествиях на обочинах дорог и в полосе отвода запрещается". Уже два года закон действует, а памятники на дорогах все появляются и появляются. Многие довольно дорогостоящие.

Два года как из Дорожного департамента России было направлено письмо во все органы дорожного хозяйства с предложением "ликвидировать памятные знаки, конструкции и прочие предметы, не являющиеся составной частью автомобильной дороги". Получил это письмо тогдашний директор госпредприятия "Алтайавтодор" Ю.Л.Матушин и подписал распоряжение начальникам ДРСУ о запрещении установок памятников на обочинах дорог. Эпопея о придорожных памятниках, прошу прощения за каламбур, уже стала памятной. Но ситуация в скором времени, возможно, изменится кардинально. Сотрудники управления ГАИ края на днях совершили объезд дорог с целью выявления фактов нарушения закона о безопасности дорожного движения. Отмечены новые памятники. Предположительно, в ближайшее время ГАИ совместно с РОВД администрациями районов и ДРСУ начнут определять родственникам погибших срок переноса памятников. После его истечения оставшиеся знаки уберут в обозначенные места. Об этом сообщат родственникам погибших, чтобы те могли их забрать.

P.S. Может, это и к лучшему, что, возможно, не станет такой пестроты от памятников на дорогах? Раньше на Руси при начале дорог ставили памятные кресты. Путешественники, начиная путь, думали о Боге, об умерших и погибших родственниках и потом пускались в дорогу. Может, действительно на одно шоссе достаточно одного символического знака?

Андрей ЛУШНИКОВ.

Использование информации с сайта http://infohome-altai.ru разрешенно только с указанием ссылки на источник.