Долгая дорога к храму

("Вестник АТН", август 1995 года).

Ухо современного человека не улавливает порой смысла слов, произносимых в церкви, и память подводит при обращении к молитве. Но в каждом из нас светится "глазок" иной памяти - предков. Ступая по грешной земле грешными стопами, ищем и ищем мы источник жизни своей. Делаем разные дела и радуемся безотчетно, чувствуем себя счастливыми или же спотыкаемся больно, но вдруг душа замирает осторожным разведчиком, проникающим к какой-то тайне, которую не назовешь словами, и трепетно слышишь ты в себе голос Бога, и тонкое прозрачное понимание происходящего осеняет тебя. Ты знаешь, в этот миг что бы с тобой не случилось - случилось как испытание твое перед Всевидящим. Мыслить о душе - значит мыслить о Боге. Мыслить о собственных успехах - значит мыслить о Боге. Мыслить о скорби и страдании - значит мыслить о Боге. Так мы однажды приходим к Нему...

Сколько в истории человечества уже было сказано и написано о превратностях судьбы, о роке, о том, что все в жизни человека предопределено и ничего не происходит случайно... Но всякий раз не перестаешь удивляться удивительным жизненным превращениям и совпадениям, закономерностям и случайностям, когда, например, бывший преступник становится лучшим областным следователем; когда презираемый властями негр, отсидев в тюрьме, выигрывает выборы и становится президентом большой страны, когда блестящий молодой инженер бросает карьеру, и после этого крутого виража в своей судьбе, становится священником - "пастырем овец господних".

...Михаила Балакирева природа наделила большой физической силой, что не раз выручало его в жизни. Он закончил сельскохозяйственный институт, потом возглавил лабораторию порошковой металлургии, вел собственные научные разработки. Будущее казалось безоблачным - семья, любимая работа, карьера... Но судьба распорядилась иначе - шестилетний сын Михаила тяжело заболел и молодой перспективный инженер бросает лабораторию, и ради здоровья сына поступает в медицинское училище, изучает физиологию, основы массажа и т.д. Диагноз врачей был страшен в своей безысходности: нарушение имунной системы, неизлечимая хромота и нарушение практически всех функций организма. Медицина бессильно опустила руки - "ребенок неизлечим", но это лишь укрепило решительность отца. Посвящая все дневное время сыну, Михаил работает ночами, чтобы прокормить семью - столярничает, рисует... Одному Богу известно, как ему удалось справиться с навалившемся на него горем, но вскоре сын встал на ноги и был практически здоров. Жизнь шла своим чередом...

Но волею судьбы случилось так, что Михаил однажды попал в Псково-Печерский монастырь. Жизнь, вера, мировоззрение монахов произвели в его душе и сознании настоящий переворот - он был потрясен новыми ощущениями и впечатлениями... И через какое-то время Михаил Балакирев принимает Христа, становится слугой Божьим - отцом Михаилом. Его приход - Троицкий район Алтайского края.

Сам отец Михаил не считает, что это произошло случайно или "вдруг". "Так хотел Господь..." Когда маленькому Мише был один год от роду, он жестоко заболел и был при смерти. Мать оббегала всех врачей и целителей и уже не надеялась на исцеление сына - он чах прямо на глазах. Добрые люди посоветовали ехать в Троицкий район в Коробейниковскую церковь - там жила бабка-знахарка, которая лечила людей молитвами. Именно она и поставила на ноги безнадежного Мишу. И теперь отец Михаил вернулся в те места, где когда-то Бог спас его от смерти...

Русская православная церковь многого лишилась за годы правления большевиков - храмов, святынь, лучших своих людей, паствы, наконец. И то, что разрушалось в течение семи десятилетий не так просто сейчас вернуть. Была своя церковь и в Троицке - как вспоминают старики, красивая, статная. В 1957 году большевики ее варварски разрушили - почти до самого основания. Выносили и сжигали все, что только могли - книги, иконы, одежды; обезумевшие толпы людей втаптывали в грязь старинные рукописи и церковную утварь...

Досье "ВЕСТНИКА АТН": В 1911 году только в Барнауле насчитывалось 12 храмов, одна католическая церковь, три молитвенных дома, один женский монастырь. А всего на Алтае насчитывалось более 325 православных церквей и молитвенных домов - памятников архитектуры XVIII-XIX века. Многие из них имели уникальные образцы иконной живописи. К концу 30-х - началу 40-х годов почти все из них были закрыты или полностью разрушены. Здания церквей отдавались под кинопрокат, цирки, склады, гастрономы, аптеки. Эпидемия закрытия церквей распространилась на весь край. Это была хорошо продуманная и организованная кампания, проводившаяся, разумеется, "от имени народа" и в "его интересах". Процедуре закрытия церквей пытались придать "демократический" характер свободного народного волеизлияния. Для этого организовывались и проводились общие собрания колхозников, собирались подписи за закрытие церквей.

Сейчас главная цель и мечта отца Михаила - отстроить храм в Троицке заново, чтобы вошли люди в новую Свято-Троицкую церковь и обратили свой взор к Богу. Но вот беда - не хватает для этого денег, как и везде сейчас, в наше смутное время. Власти Троицка выделили здание под будущую церковь, раньше здесь находилась больница. Здание, конечно, было в ужасающем состоянии - не было пола, крыша и стены прогнили... Но этот дом как будто был поставлен здесь Божьей волей - алтарная часть смотрит на Восток с точностью до одного градуса. К сожалению, в нынешнем экономическом положении, в котором находится страна, власти крупными финансовыми вливаниями помочь не в состоянии. Одна надежда - на добрых людей. И многие помогают - рабочие, крестьяне, предприниматели, фермеры... Однажды обратился руководитель небольшой частной фирмы - предложил помощь и перечислил три миллиона рублей. Потом объяснил, что к этому его подвигло чувство вины и деньги эти - как частичка того неоплатного долга за своего отца, который в далеком 1957-м участвовал в грабеже и разрушении храма. Представляете, есть еще люди, которые расплачиваются за долги отцов!

Несмотря ни на что, работы, хоть и медленно, но ведутся. Сейчас барнаульские мастера режут алтарь для храма, готовится строительство колоколенки и куполов. Алтарь и иконостас режут в традиционной русской православной манере - без ненужных витееватостей и особенных красот. Отец Михаил считает, что за внешней красотой теряется сила икон, человек не так воспринимает свое общение с Богом. Сами же иконы написали горно-алтайские мастера...

У верующих Троицкого района большая просьба ко всем людям со светлой православной душой: помогите, чем можно. Если есть у кого-то возможность пожертвовать хотя бы небольшую сумму на строительство храма - сделайте это во имя Господа.

"Здесь, в храме, мы должны не просто устроить место для молений, - говорит отец Михаил, - но воздвигнуть пристанище высокой духовности, что во все века была свойственна нашему народу. И чтобы посещали это место не просто туристы заезжие, а стремились сюда люди, ищущие помощи духовной, и находили ее здесь."

Просьба пожертвования на строительство Свято-Троицкой церкви направлять по адресу: Троицкий РКЦ, МФО 101493, р/с 701902. Да хранит вас Господь!

Юрий Тибелиус

Использование информации с сайта http://infohome-altai.ru разрешенно только с указанием ссылки на источник.