("Алтайская правда", 29 января 1999 года)
"Борьба с сектами?! Знаем-знаем. Православная церковь воюет со своими конкурентами". После этих слов, как правило, статья откладывается в сторону. Не буду обольщаться насчет своих заметок и я. В конце концов, кто хочет - тот прочтет, а кто не хочет - того не заставишь. Только один совет: если на улице вашему ребенку добрый дядя предложит конфетку - откажитесь. В нее могут быть подмешаны кровь и сперма очередного "пророка".
К сожалению, это правда. Сторонники корейского "учителя" Сен Мен Муна полагают, что только эта замечательная смесь поможет человечеству выйти на более высокий уровень развития (даже если самому человечеству этого как бы и не надо). Не хочу делать из своей статьи ужастик, но, по некоторым данным, последователи Муна в нашей стране, в том числе и в Сибири, вели переговоры с руководителями кондитерских фабрик. Да, чтобы в технологическом процессе изготовления конфет появилось еще одно - это понятно? - звено. Разумеется, о составе "некоего нектара" они не сообщали. Вполне возможно, что кто-то и согласился. Ведь тогда Мун был официальным гостем Президента СССР Горбачева, то есть очень уважаемой персоной. К слову, тема "российские политики и секты" вообще неисчерпаема. Например, японские власти утверждают, что формулу производства зорина - отравляющего газа, который использовали сектанты из "Аум Синрике" в токийском метро, продал лидеру секты Секо Асахаре (он тоже приезжал к нам по официальному приглашению) бывший секретарь Совета безопасности при Президенте РФ О. Лобов...
Но оставим политиков в покое и вернемся на нашу грешную, сибирскую, землю. Поверьте, здесь тоже случается немало страшных вещей. Об этом шла речь на проходившей в Белокурихе международной конференции "Тоталитарные секты Сибири", организованной Барнаульской и Алтайской епархией совместно с Центром священомученника Иринея Лионского при Отделе религиозного образования и катехизации московского Патриархата.
НЕ ПАЛАЧ, НО ЖЕРТВА
В физическом избиении своих членов обвинялись: "Богородичный центр", "Общество сознания Кришны", "Церковь объединения" Муна, "Аум Cинрике", "Народный храм" Джима Джонса, "Белое братство", "Ветвь Давидова". В других формах физического насилия: сайентология, секта "Семья", Свидетели Иеговы и "Церковь последнего завета" (Виссарион).
Убийства: "Общество сознания Кришны", "Народный храм", "Аум Синрике", "Ветвь Давидова", сайентология, муниты. Доведение до самоубийства: "Церковь Христа", "Богородичный центр". Смерти от неоказания медицинской помощи происходили у мунитов, Свидетелей Иеговы (через отказ от переливания крови, несмотря на срочные медицинские показания), сайентологов и виссарионовцев. В нескольких из перечисленных сект зафиксированы случаи надругательства над детьми. Среди приверженцев секты "Семья" (она очень активно действует в Новосибирске) распространяются инструкции, как матери сожительствовать с 5-летним ребенком.
Только по официальным данным, более 250 тысяч семей были разрушены по вине сект. Приблизительно такое же число детей было брошено родителями, попавшими в сети сектантов.
(По данным Центра священномученика Иринея Лионского и материалам конференции)На конференцию я ехал с изрядной долей скепсиса и в ожидании ответов. Да так ли страшен черт, в конце концов, как его малюют? Большая часть информации, получаемой нами, обывателями, о деятельности новых религиозных объединений исходит либо от самих сектантов, либо от представителей Русской православной церкви. Вполне закономерно, что в какой-то момент предостережения РПЦ начинают восприниматься как ворчание человека, обойденного конкурентами. Если учесть, что православная церковь в последние годы дала немало поводов для серьезной критики в свой адрес (только в нашей епархии можно вспомнить несколько громких скандалов), возникают сомнения в ее непредвзятости. И почему государство лояльно по отношению к сектам, если они на самом деле так опасны?
Почему, осуждая прозелитическую (переманивание) и пропагандистскую деятельность нетрадиционных религиозных объединений, РПЦ сама не ведет активную пропагандистскую и воспитательную работу? Наконец, насколько отечественный опыт борьбы с тоталитарными сектами соответствует зарубежному? С ответа на этот вопрос конференция и началась.
Сразу скажу, что первые полтора дня ее работы были утомительны и не очень плодотворны. В знак уважения к этому самому "зарубежному опыту" профессор А. Дворкин (руководитель Центра священномученика Иринея Лионского) отдал инициативу иностранным гостям - известным сектоведам немецкому пастору Т. Гандоу и датскому профессору Й. Огорду. Манера же выступления западных специалистов, как известно, отличается тем, что доклады готовятся в расчете на абсолютно неподготовленную аудиторию. В итоге - переизбыток общих мест и размазанная во времени информация. И все же.
Мы привыкли верить на слово отечественным правозащитникам: "Россия - несвободное посттоталитарное государство. Вот на Западе человек может верить во что угодно". Из выступлений господ Гандоу и Огорда можно было сделать совсем иные выводы. Как оказалось, там отношение государства к религиозным объединениям не так уж и либерально. Традиционные религии поддерживаются. Но есть официально осуждаемые и запрещенные. Один из самый жестких в Европе законов принят в Австрии. Чтобы получить юридические права, религиозные объединения должны там на протяжении 10-20 лет доказывать свою состоятельность.
"Второклассный статус", например, получили такие распространенные объединения, как баптисты, адвентисты и пятидесятники. В Греции вообще запрещается религиозный прозелитизм и государственной религией признается только православие. В самой веротерпимой стране мира - США "Церкви Христа" запрещено вести религиозную агитацию в студенческих городках (в Барнауле она до недавнего времени базировалась на базе одного из вузов). И хотя, по словам Томаса Гандоу, число приверженцев такой секты, как "Свидетели Иеговы" на его родине, в Германии, тоже растет (в основном - за счет наших бывших соотечественников), "Россия и бывшие государства СССР просто побивают все рекорды". По его данным, этот рост ежегодно составляет от 17 до 32 процентов.
Почему именно Россия оказалась так восприимчива к идеям сектантства? Если к немцу на улице подходит вежливо улыбающийся человек и предлагает взять буклет или брошюру, его реакция: "Секта? Спасибо, но я у вас ничего не возьму". Когда к нашему: "Только одна? И больше ничего?" Дело тут не в любопытстве или тем более - жадности. Мы на самом деле остаемся самым восприимчивым к чужому и чуждому влиянию народом. Из нашего сознания изъяты спасительные барьеры. Зато глубоко в подсознании сидят идеи (сектантские по сути), которые вбивались на протяжении трех-четырех поколений. А подобное легче всего заменяется подобным.
Достаточно убедительную в этом отношении аналогию привел на конференции один из наиболее уважаемых мной алтайских священников отец Андрей Суховский (Усть-Кокса, Республика Алтай), опытный врач-психиатр. Он объяснил, с учетом своего медицинского и духовного опыта, почему многие секты берутся излечивать наркоманов. Оказалось, что в ходе медитаций и совершения массовых обрядов в мозгу сектанта вырабатываются морфиноподобные субстанции, то есть те же вещества, что и при употреблении наркотиков. И человек испытывает больший кайф. Да, он бросает колоться. Но только потому что "подсаживается" на другой, гораздо более сильный "наркотик". Член секты - обманутая и униженная жертва чужих манипуляций. Этот человек нуждается в сочувствии и снисхождении. Нередко речь идет о ф и з и ч е с к о м недуге.
Доказано, например, что для полного излечения человека, покинувшего секту, в среднем необходимо два года. Бывшему муниту - 16 месяцев, сайентологу - 25,5 месяцев. Большое число последователей "Белого братства" проведут остаток жизни в психбольницах. Впрочем, даже это - не худший исход.
Напомню, что в ноябре прошлого года исполнилось 20 лет со дня трагедии в Джонстауне, когда в джунглях Гайаны добровольно-принудительно расстались с жизнью 700 человек, в том числе 276 детей. С тех пор самоубийства на религиозной почве совершаются почти ежегодно. Один из последних громких случаев - "отправившиеся к звездам" вслед за пролетавшей кометой 39 членов секты "Небесные врата".
В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАКОМ
Что такое тоталитарная секта? Чем она отличается от того или иного религиозного культа? Йоханес Огорд 27 лет занимается этой проблемой. Только приверженцы сайентологии подавали на него в суд 18 раз. В Индии из-за своей антисектантской деятельности он стал персоной нон-грата. Его точка зрения такова: "Господь говорит с нами голосом совести. Это основная составляющая человеческой личности. В секте совесть убивается. Духовные ценности подменяются интересами одного человека - лидера секты. Происходит своеобразное клонирование - адепт во всем старается подражать своему "учителю". То есть поклонение Богу фактически заменяется поклонением "богоподобному" лидеру или созданной им организации. И в результате человек отдает не только свои деньги, но и свою уникальность, свою душу".
Любой может сказать: "Но ведь это смешно: как против моей воли меня можно заставить что-то делать?". На конференцию Александр Дворкин привез несколько документальных фильмов о харизматических сектах - наших и зарубежных. С первых минут просмотра появляется ощущение уже виденного...
Сначала "пастор" вещает со сцены под то убыстряющуюся, то замедляющуюся музыку. Публика медленно доходит. И вот уже речь артиста превращается в бессвязные истеричные выкрики, масса в ответ ревет, топчет ногами "бесов", мотает головой... Дошла. Начинается самое интересное. Наш герой уже прохаживается по сцене, время от времени "одаривая снизошедшей на него благодатью" ближние ряды - от его прикосновения люди валятся на пол, бьются в истерике...
...Опа. Так ведь это же в точности Анатолий Кашпировский! А мы говорим: "Нельзя заставить". Действительно же, мотало полстраны головой в такт пассам "целителя союзного значения". Часть из них сейчас наверняка занимается тем же в "Теологии процветания" (одно из названий секты, основанной неким К. Хейгином). В науке эта методика воздействия на массовое сознание получила название шокового гипноза, последствия его плохо изучены. Зато установлено, что вбить в голову попавшего под влияние такого "пастора" - гипнотизера можно все что угодно. Как минимум - расстаться со своими деньгами.
Путь в секту легок, приятен... и неисповедим. В этом я в очередной раз убеждался, слушая рассказы священников, ученых и сотрудников госбезопасности. Действительно, если вы озабочены своим здоровьем, то рано или поздно столкнетесь с методикой Порфирия Иванова. Если учите английский - вас рано или поздно пригласят на встречу в американскую "Церковь Христа". Если ваши духовные искания не удовлетворены, вам могут предложить путь "самоусовершенствования" с помощью "Дианетики" или методик "Сознания Кришны". Если вы печетесь о возрождении русской государственности - рано или поздно узнаете о движении "К Богодержавию". И так далее.
Страшно? Есть немного. А что делать?
В ПИКЕТ, В ПИКЕТ...
Самыми неблагополучными в нашем регионе по праву считаются Новосибирская область и Новосибирск, своеобразный перевалочный пункт для многих сектантов. Достаточно сказать, что именно здесь обосновалась Ф. Фишер - один из лидеров движения "Семья" (другое название "Дети Бога"), нелегальной, жестко организованной деструктивной религиозной организации. Именно здесь прошла серия ритуальных убийств, совершенных сатанистами, здесь же в 1994 году мать - последовательница одного из восточных культов, принесла в жертву своего 1,5- годовалого ребенка.
Но, с другой стороны, действие рождает противодействие. В Новосибирске при соборе Александра Невского уже пять лет работает Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства. Его руководитель, протоиерей Александр Новопашин, дал ответ на вопрос о бездействии государства: "Наше законодательство несовершенно. У сектантов есть десятки способов получить официальный статус. Например, мормоны, нео-харизматы, нео-пятидесятники совместно создали некую структуру, которую будут регистрировать как общественную организацию. Я уже не говорю о том, что многие секты постоянно меняют названия.
В отношении же государства к сектам можно привести пример с Александром Лебедем. Один раз он публично заявил: "Нужно искоренять сектантскую плесень". С тех пор в каждой зарубежной поездке он извиняется перед "мировой общественностью". Зато его слова "а вот в Православной церкви у нас бардак" остались как бы и незамеченными. В любой стране карьера публичного политика, если бы он позволил себе оскорбить традиционную религию, сразу бы закончилась.
Представитель Управления федеральной службы безопасности по Алтайскому краю Владимир Аникин заявил на конференции: "В своей работе мы прежде всего руководствуемся уголовным кодексом, а установление состава преступления на религиозной почве - дело очень непростое".
Вот так и получилось, что единственным реальным противником разрушительной деятельности тоталитарных и деструктивных сект в нашей стране остается Православная церковь и действующие при ее поддержке родительские комитеты, в которые объединяются члены семей, из которых ушли в секты дети или родители. К слову, Центр отца Александра Новопашина не только собирает и распространяет информацию, но и проводит реабилитационную работу, устраивает пикеты.
Рассказать о каждой секте, действующей в Барнауле и Алтайском крае, просто невозможно (практически все секты и религиозные организации, названные и перечисленные в этой статье, у нас есть). Одно перечисление и варианты названий заняли бы больший объем, чем вся эта публикация.
Поделюсь только своим мнением, пусть даже оно и идет вразрез с точкой зрения Православной церкви. Я убежден, что в л ю б о й из общепризнанных традиционных религий есть то, что ищет человек, обращаясь в секту. Да, в каждой из традиционных религий есть те или иные недостатки, как есть недостатки в каждом из нас. Но все они оставляют за своими приверженцами право на свободный выбор.
Артем БОЧКАРЕВ.
Барнаул-Белокуриха.
"Молодые журналисты Алтая"
Все права защищены © 1999 Информация Инна Извекова
web-мастер Сергей Предеин