31 января 2018 года в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования заинтересованными специалистами обсуждалась актуальная для общеобразовательных школ тема - «Дети с особыми образовательными потребностями в образовательной среде». Пути повышения эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах края искали практикующие педагоги, социальные работники, специалисты профильных министерств и родительских общественных объединений. Почти полусотня заинтересованных участников выступили убедительным подтверждением актуальности обсуждаемой темы. Круглый стол стал одним из первых публичных мероприятий проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями - дело общее», выполняемого общественной организацией «Поддержка общественных инициатив», который и был представлен собравшимся.
Зачином для обсуждения стали результаты социологического исследования «Уровень толерантности педагогов, учащихся и родителей к проблемам детей- инвалидов, детей с ОВЗ», с которыми выступила начальник отдела анализа и мониторинга АКИПКРО Олеся Соколова. Исследование показало, что учителей в инклюзивном образовании «пугает», в первую очередь, внутреннее ощущение собственной некомпетентности, непонимания, чему и как он сможет научить детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Значительная часть учителей школ склонны считать, что на данный момент с учётом школьных реалий в инклюзивных классах могут обучаться только дети с полностью сохранным интеллектом и небольшими отклонениями в здоровье, остальные дети-инвалиды, дети с ОВЗ должны обучаться дома или в коррекционных школах. Родителей же детей нормального развития преимущественно беспокоит, как отразится присутствие в классе ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ на учебном процессе. Исследование выявило, что существует такое явление, как «толерантность на расстоянии», когда человек считает, что инклюзивное образование необходимо, но желательно, чтобы оно не коснулось его само, его семьи.
О том, какая складывается картина в Алтайском крае по обучению детей с ОВЗ участникам круглого стола рассказала главный специалист сектора специального образования отдела специального образования, опеки и попечительства Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Гусельникова. В текущем учебном году в Алтайском крае образование получают 13 283 ребёнка с ОВЗ. 3 747 из них обучаются в тридцать одном специальном образовательном учреждении. В 809 муниципальных школах учатся 9 536 детей с ОВЗ. Форма обучения у них разная. Инклюзивно, то есть вместе с другими детьми, учатся 5 723 ребёнка, в 106 отдельных классах 1 146 детей, индивидуально на дому – 2 282 человека, на семейной форме обучения находится 385 детей.
Реакцией на эти выступления стали проблемные суждения всех участников встречи. Система инклюзивного образования только выстраивается, в ней ещё много несогласованностей и шероховатостей, которые мешают полноценному включению ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс. В своих выступлениях педагоги подтвердили выводы представленного исследования, но и вместе с тем обратили внимание и на другие реальности инклюзивного обучения. Здесь, например, незнание родителями тех нормативных актов, которые регламентируют образовательный процесс, завышенные ожидания родителей детей с ОВЗ от учебного процесса. Было отмечено, что, зачастую, учитель психологически не готов к работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями, так как отсутствует ресурсная база для такой подготовки. Не определена норма оценки детей с ОВЗ, что ставит учителя в очень сложную ситуацию. Он явно не может равно оценивать их с детьми с нормативным развитием. Приведённые примеры маленькая толика того, с чем приходится сталкиваться учителю. Обозначили проблемы инклюзивного образования и родители особых детей. По их мнению, большинство учителей не знакомо с психологическими особенностями детей с ОВЗ. Например, ребёнок с синдромом Дауна может спрятаться под стол от громкого требования учителя, даже если оно относится к однокласснику. Многие родители видят в школе инструмент социализации, так как понимают, что без этой самой социализации их чадо не сможет полноценно существовать отдельно во взрослой жизни. Поэтому они стараются всячески уйти от надомного обучения, так как оно по-прежнему оставляет ребёнка в четырёх стенах его дома. И эти примеры представляют собой надводную часть огромного айсберга родительских проблем.
В своём заключительном слове, руководитель проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями - дело общее» Светлана Чуракова призвала участников встречи к заинтересованному сотрудничеству, подкреплённого уважением, терпением в получении нужного результата. В свою очередь участники круглого стола выразили готовность к дальнейшему обсуждению данной темы, взаимодествию в поиске решений насущных, выявленных, в том числе в данном обсуждении проблем и конкретным совместным действиям на пути совершенствования системы обучения детей с ОВЗ.
Круглый стол проводился в рамках реализации проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», реализуемого за счёт субсидии из федерального бюджета, предоставленной в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации №93-рп от 03.04.2017 «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, по Договору о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №17-2-001568 от 05.12.2017г.