"Трудный подросток"

Алтайский Региональный Центр Айкидо
Проект "Трудный подросток"

----------------------------------------------------------------------

Обоснование проекта
Кризисные процессы в экономике России, нарастание социально-психологической напряженности порождают негативные тенденции во многих слоях общества, крайним выражением которых является преступность. Преступность сегодня охватывает все социальные группы населения, но особенно тревожным фактором является рост числа правонарушений среди несовершеннолетних. Ему способствуют, в частности, невыполнение законодательства по обеспечению гарантий на получение молодежью образования (отчисление трудных подростком из общеобразовательных школ, сокращение числа мест в училищах, введение платного образования на престижных факультетах), а также резкое уменьшение количества бесплатных кружков, клубов, спортивных секций, наиболее привлекательных для молодежи.

Все это приводит к тому, что многие подростки выпадают из тех социальных структур общества, которые способны оказывать благоприятное воспитательное воздействие на мировоззрение - они не работают, не учатся, не занимают свое время ничем полезным для своего физического и нравственного здоровья.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране не позволяет предложить молодежи с еще не развитым позитивным мировоззрением такие перспективы, которые могут увлечь ее на конструктивный путь развития личности. По существу, сегодня мы имеем некий порочный круг, когда общество не может предложить своим членам реальных перспектив приложения своих сил и тем самым стремительно теряет базу, способную выработать такие перспективы. Поэтому именно сегодня очень актуальным является поиск путей и средств, способных в дисгармоничном обществе привести к созданию очагов или центров формирования гармоничного взгляда на жизнь.

Цели и задачи проекта
Долгое время с Айкидо был знаком узкий круг посвященных даже на Востоке. Теперь, когда завеса тайны приподнята, его называют одним из самых сложных боевых искусств, а на высоком уровне мастерства - эффективным методом развития. интеграции и практического применения всех человеческих способностей, как физических, так и духовных.

В случае агрессии со стороны человек имеет право защитить себя. Он будет стараться причинить агрессору любой вред, какой только ему под силу. Если же человек владеет каким-либо боевым искусством, то он может нанести агрессору серьезные увечья.

Айкидо также признает право на защиту. Кроме того, он обеспечивает техникой, которая позволяет сделать это с максимальной эффективностью. Но при этом подразумевается, что защищающийся несет ответственность за то, чтобы не принести ненужный вред нападающему, защищая себя без применения грубых методов, которые часто преподносятся как наиболее эффективные способы самообороны.

Это наиболее сложная концепция самозащиты. Она требует характерного объединения мыслей и действий в одно целое и высвобождения духовной энергии КИ. Но это позволяет в процессе тренировок достичь поистине фантастической, порой очень эффектной неуязвимости, причем вне зависимости от пола и возраста. Такая неуязвимость становится на первом этапе основным притягательным моментом для молодых людей, ищущих возможность проявить себя, оказаться сильнее своего окружения. Но в процессе тренировок изучающий Айкидо начинает убеждаться в том, что победа никогда не оказывается на стороне того, кто нападает, и чем сильнее проявляется агрессия, тем сокрушительнее поражение.

Особое место, которое занимает Айкидо среди единоборств, определяется тем, что в основе его философии лежит принцип гармонии.

Гармония - неотъемлемое качество мироздания. С точки зрения основателя Айкидо М. Уешиба она предполагает неразрывную связь всего живого во вселенной и исключает любые конфликты и любое насилие.

На первый взгляд может показаться искусственной попыткой поставить в один ряд боевое искусство и гармонию природы, а между тем боевое искусство зарождалось как средство защиты жизни - но лишь в Айкидо эта цель достигается средствами, которые ей не противоречат. Нейтрализуя атаку, владеющий техникой Айкидо защищает и того самого человека, который прилагает все усилия к тому, чтобы стать ему угрозой.

Для того, чтобы этому научиться, совершенно недостаточны только физические тренировки. Человек, не преодолевший в себе элементов эгоизма, агрессии и желания самоутвердиться за счет более слабого, - никогда не овладеет наиболее эффективными техниками Айкидо. Айкидо - не только путь физического развития, но и путь духовного совершенствования, лежащий в основе всего остального.

Поэтому Айкидо является одним из социальных инструментов, способных помочь человеку обрести истинные ценности, дать уроки общения на гуманистических принципах. Открывая для себя мир гармонии, человек оказывается не в силах от него отказаться и переносит принципы Айкидо на решение любых жизненных проблем. Это второй этап, с которого, собственно, и начинается настоящее Айкидо и в тренировочном зале, и в жизни.

Таким образом, целью проекта является перестройка мировоззрения трудных подростков, его переориентация на гуманистические ценности посредством изучения базовых техник и принципов Айкидо.

Задачами проекта являются сужение потенциально криминогенной базы, привлечение широких слоев молодежи к занятиям уникальным видом единоборств, привитие ей социальных норм поведения, повышение возможностей ее социальной адаптации.

Методы, механизмы и стратегия реализации проекта
Обучение Айкидо производится посредством тренировок, имеющим целью на первом этапе научить занимающихся контролировать свое тело. В процессе тренировок они очень скоро убеждаются, что это невозможно без овладения некоторыми общими принципами, самым главным из которых является принцип ненасилия. С этого момента запускается механизм перестройки мышления, важнейшей особенностью которого является то, что он не предполагает подавления личности и принудительное перекраивание ее ценностей и установок, а помогает развиться и окрепнуть одним из лучших качествам человека - уважению к другим людям, чувству ответственность за них.

Действительную оценку этих качеств, которые почти сразу сказываются на тонкостях исполнения приемов, способен дать только мастер Айкидо, получивший специальное разрешение Всемирной Организации Айкидо Айкикай (Япония) на проведение аттестации учеников.

Аттестация учеников является неотъемлемой частью изучения Айкидо и важным этапом их становления. Первую аттестацию целесообразно проводить через 8-10 месяцев после начала занятий. Этот же период является достаточным для того, чтобы зафиксировать изменения социальной ориентации личности объективными методами психологических и социологических исследований.

Этапы реализации проекта
Отбор трудных подростков, комплексное психологическое и социологическое обследование отобранной и контрольной групп - май, июнь 2000 г.
Проведение учебно-тренировочного процесса - июль 2000 - апрель 2001 г.
Аттестация занимающихся приглашенными мастерами Айкидо (Япония) - май 2001 г.
Итоговое психологическое и социологическое обследование групп, подведение итогов работы - июнь 2001 г.

Использование информации с сайта http://infohome-altai.ru разрешенно только с указанием ссылки на источник.